Главная / Аналитика / Анализ рынка гражданских вертолетов по итогам 1 полугодия 2023 года
Аналитика

Анализ рынка гражданских вертолетов по итогам 1 полугодия 2023 года

1.  Анализ рынка гражданских вертолетов

1.1Мировой рынок вертолетов гражданского и коммерческого назначения

Сегмент вертолетов гражданского назначения имеет в рамках единого мирового рынка авиационной техники собственную устойчивую нишу. Этому способствует наличие у вертолета определенных конструктивных особенностей, благодаря которым он обладает целым рядом полетных характеристик, делающих его практически незаменимым во многих областях хозяйственной деятельности: в экстремальной и неотложной медицине, полицейских операциях, их применение аварийными службами, работа в туризме и VIP (бизнес)-авиации. Отдельного упоминания заслуживает активно развивающиеся в настоящее время направления использования вертолетов в сельском хозяйстве и строительной отрасли. Начиная с середины 2000-х годов основным драйвером развития глобального рынка гражданского вертолетостроения стал резко возросший спрос со стороны нефтегазодобывающей индустрии. На сегодняшний день, согласно экспертным оценкам, морская разведка и добыча нефти и газа может формировать около 40% от совокупного мирового спроса на новые гражданские вертолеты.

Объем мирового рынка вертолетов оценивался в 56,87 млрд долларов США к 2022 году, значительно превысив прогноз 2021 года в 48,74 млрд долларов США. На будущий период прогнозируется рост с 58,87 млрд долларов США в 2023 году до 76,16 млрд долларов США в 2030 году, при среднегодовом темпе роста в 3,7% в течение прогнозируемого периода[1].

COVID-19 оказал существенное влияние на отрасль из-за снижения спроса, производства и финансовых показателей. Блокировки и ограничения на поездки, введенные по всему миру, привели к резкому снижению спроса, что привело к сокращению объёмов производства и сроков доставки. Пандемия так же вызвала сбои в цепочках поставок, что привело к временным остановкам производственных мощностей, что привело к замедлению производства.

Сокращение спроса и производства привело к финансовым потерям для производителей, и многим компаниям пришлось обращаться за финансовой помощью к правительствам или оказаться на грани банкротства. Падение спроса и сокращение производства повлияли на инвестиции в обрабатывающую промышленность, поскольку инвесторы стали острожными в условиях экономической определенности, вызванной пандемией.

Пандемия также существенно повлияла на услуги по техническому обслуживанию и поддержке. В связи со снижением спроса услуги по техническому обслуживанию и поддержке были сокращены, что привело к снижению доходов этих предприятий.

Кроме того, специальная военная операция на Украине существенно повлияла на многие отрасли, в том числе на авиационную. Одной из ключевых сфер, затронутых конфликтом, является цепочка поставок запчастей и комплектующих. Большинство производителей вертолётов, как в России, так и в Украине, закупают детали у поставщиков из других стран.

Конфликт привел к сокращению международного сотрудничества на этом рынке. До 2022 года Россия и Украина сотрудничали с некоторыми иностранными производителями, такими как Airbus Helicopters, Leonardo Helicopters и другими. Конфликт негативно сказался на этих партнерских отношениях: некоторые производители закрыли совместные предприятия и разорвали связи с российскими и украинскими производителями.

Центрами мирового вертолетостроения являются Европа и США, в которых размещены штаб-квартиры и основные производственные активы лидеров отрасли: Bell Helicopter, Enstrom Helicopter Corp., MD Helicopters, Robinson Helicopter Company, Sikorsky, Airbus Helicopters, Leonardo Helicopters, Hélicoptères Guimbal и NH Industries. При этом на рынке есть явный доминант – компания Airbus Helicopters.

В 2022 году на рынке вертолетостроения доминировала Северная Америка, объем рынка которой в 2022 году оценивался в 32,03 млрд долларов США. Рост этого региона обусловлен модернизацией и расширением военного парка в развитых странах. В июне 2022 года корпорация Lockheed Martin получила пятилетний контракт на сумму 2,3 млрд долларов США на производство как минимум 120 вертолётов Sikorsky UH-60 Black Hawk

Рынок Европы занимал второе место в 2022 году. Высокий рост рынка в этом регионе объясняется растущим спросом на морские ветряные электростанции, при этом вертолеты используются для транспортировки и обслуживания ветряных турбин.

Азиатско-тихоокеанский регион является самым быстрорастущим на рынке. Этот рост объясняется растущими расходами развивающихся стран на оборону и растущим спросом на легкие вертолеты.

Ожидается, что в течение прогнозируемого периода в Южной Америке произойдет значительный рост рынка благодаря туризму, географическим и климатическим условиям, а также деятельности по добыче и разведке ресурсов. По данным Leonardo SpA, в мире эксплуатируются боле 900 вертолетов класса VIP, почти четверть из которых находятся в Южной Америке. Кроме того, во время региональной латиноамериканской выставки и конференции по бизнес-авиации LABACE 2022, компания сообщила, что получила новые заказы на VIP-вертолеты из Бразилии.

На рынках Ближнего Востока и Африки в прогнозируемый период ожидается умеренный рост, способствовать которому будет рост спроса на морскую разведку нефти и газа и расширение вооруженных сил.

Список ключевых игроков на рынке вертолетов:

  • Airbus SAS (Нидерланды);
  • Textron, Inc. (США);
  • Leonardo SpA (Италия);
  • Компания Боинг (США);
  • Ростех (Россия);
  • Вертолетная компания Робинсон (США);
  • Kawasaki Heavy Industries, Ltd (Япония);
  • Hindustan Aeronautics Limited (HAL) (Индия);
  • Kaman Corporation (США).

Flight Global собрал данные вертолетного парка с газотурбинными двигателями (на июль 2020)[2] проанализировал и сформулировал некоторые тенденции современного вертолетного рынка. Ниже приведены данные по парку вертолетов.

Общая численность парка гражданских и военных вертолетов составила 46985 ед. Сегодня в мире летают почти 50 тысяч вертолетов.

Таблица 1. Парк гражданских вертолетов по типам

Рейтинг

Семейство

Количество, ед.

Доля, %

1

Airbus Helicopters H125

3663

14

2

Bell206

3233

12

3

Ми-8/17/171

2072

8

4

Bell407

1373

5

5

Airbus Helicopters H135

1171

4

6

Bell212/412

1150

4

7

MD500

1010

4

8

Leonardo AW109

950

4

9

Leonardo AW139

925

3

10

Robinson R66

848

3

 

Прочие

10071

38

 

Всего

26466

 

Источник: информационный сайт FlightGlobal

Таблица 2. Парк гражданских вертолетов по регионам

Регион

Парк, шт.

Доля, %

Северная Америка

8669

33

Европа

7722

28

Латинская Америка

3107

12

Африка

1317

5

Ближний Восток

687

2

Азиатско-Тихоокеанский регион

4964

20

Всего

26466

 

Источник: информационный сайт FlightGlobal

Треть парка гражданских вертолетов приходится на Северную Америку, вместе с Европой – это более половины парка (61%). Каждый пятый гражданский вертолет летает в АТР.

Таблица 3. Парк гражданских вертолетов по странам

Рейтинг

Страна

Количество, ед.

Доля, %

1

США

7014

27

2

Россия

2225

8

3

Канада

1655

6

4

Бразилия

1109

4

5

Австралия

822

3

6

Китай

802

3

7

Италия

741

3

8

Япония

707

3

9

Великобритания

665

3

10

Мексика

586

2

 

Прочие

10140

38

 

Всего

26466

 

Источник: информационный сайт FlightGlobal

Россия – 8% гражданского вертолетного парка.

Таблица 4. Парк военных вертолетов, находящихся на вооружении

Рейтинг

Семейство

Количество, ед.

Доля, %

1

Sikorsky S-70/SH/UH-60

3566

17

2

Ми-8/17

2839

14

3

Bell UH-1

1258

6

4

Boeing AH-64

1227

6

5

Ми-24/35

949

5

6

Boeing CH-47

914

5

7

MD500

671

3

8

Bell206

561

3

9

Bell AH-1

550

3

10

Airbus Helicopters H145

495

2

 

Прочие

7489

36

 

Всего

20519

100

Источник: информационный сайт FlightGlobal

Вертолеты Ми-8/17/171 гражданские и военные составили 4911 ед. (почти 5000 вертолетов) – это 10,5% мирового парка.

1.2 Производство вертолетов гражданского назначения в России

На рисунке ниже приведена динамика производства вертолетов в России в период с 2010 года по 2022 год. В 2022 году российские предприятия выпустили 185 гражданских вертолетов, это в 1,7 раза больше, чем годом ранее, когда было произведено 108 бортов. Рост был обеспечен за счет экспортных контрактов Казанского вертолетного завода (КВЗ) для нужд санитарной авиации и Улан-Удэнского авиазавода.

Рисунок 1.  Динамика производства вертолетов РФ

Источник: официальный сайт Федеральной службы Государственной статистики Российской Федерации (https://rosstat.gov.ru/)

Разработкой и производством вертолетов гражданского назначения на территории РФ занимаются следующие предприятия: АО "НЦВ Миль и Камов", ПАО "Роствертол", АО "Казанский вертолетный завод", АО "Улан-Удэнский авиационный завод", АО "Кумертауское авиационное производственное предприятие", АО "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н. И. Сазыкина", которые входят в состав холдинга "Вертолеты России", который в свою очередь входит в состав госкорпорации. Можно сказать, на сегодняшний день российская вертолетостроительная отрасль сконцентрирована в рамках единого холдинга и находится практически под прямым управлением государства.

Отечественная промышленность остается мировым лидером в области тяжелых вертолетов (Ми-26Т2, проект перспективного Advanced Heavy Lift) и вертолетов среднего класса (Ми-8/17, Ми-172А2/3, Ми-38). "Вертолеты России" удерживают прочные позиции по вертолетам с максимальной взлетной массой 13–16 тонн и вместимостью 24–30 пассажиров. Популярное семейство Ми-8/17 и новые разработки в данной размерности – эволюционный Ми-172А2 и инновационный Ми-38 также привлекают к себе как иностранных, так и отечественных заказчиков.

В свою очередь, вертолеты марки "Ми" составляют 98% от всего национального производства винтокрылых машин. Свыше семи тысяч из них поставлены на экспорт почти во все регионы мира, и в настоящее время трудно найти страну, где бы не знали "милевских рабочих лошадок".

Что касается двигателей, то "Ростех" планирует увеличить долю на мировом рынке вертолетных моторов с нынешних 10−12% до 20% к 2035 году. Добиться таких результатов планируется за счет вывода на рынок двигателей ВК-650В и ВК-1600В, а также адаптации российских вертолетных двигателей к зарубежным платформам на традиционных рынках сбыта.

Следует отметить, что гражданский сегмент продукции отечественного вертолетостроения играет "подчиненную" роль по отношению к военному сегменту, производство в котором в России до сих пор в разы превышает выпуск гражданской техники.

В последние годы отрасль получила позитивный импульс для своего роста за счет старта государственной программы развития в стране направления санитарной авиации. Реализация программы идет путем создания спроса на вертолеты отечественного производства со стороны аффилированных с государством лизинговых структур. Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время государство является как основным инвестором для российского вертолетостроения, так и его основным заказчиком.

Приоритетной задачей государства является развитие беспилотных авиационных систем (БАС) применяются в многих отраслях народного хозяйства, силовых и гражданских сферах.

Среди компаний, представивших БПЛА на ежегодной XVI Международной выставке вертолетной индустрии HeliRussia 2023, были, как уже известные разработчики и производители, так и новые: АО "Вертолеты России", ООО "АСК", ООО "Аэродин", ООО "Аэромакс", ООО "Гаскар Групп", ОАО Казанский завод "Электроприбор", КНИТУ-КАИ им А.Н. Туполева, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), ООО "Связь Спецзащита", ООО "Филин Аэро", АО "Эйрбург" и другие.

Холдинг "Вертолёты России" представил первый беспилотный летательный аппарат вертолётного типа БАС‑200, сертифицированный Авиационным регистром России для коммерческой эксплуатации. БАС-200 – российская беспилотная авиационная система, предназначен для транспортировки грузов.

Характерно, что именно сейчас, когда армейская тематика в значительной степени заняла время и мощности производителей, в России пытаются на государственном уровне стимулировать рост гражданской продукции. И в плане развития модельного ряда, и отраслевых модификаций, и роста объемов производства. Это касается, в том числе, и развития альтернативных типов ЛА и экологических видов топлива, что не является слепым следованием "зеленой повестке", но заботой о развитии технологий и решений будущего.

Сегодня отрасль работает преимущественно на внутреннего российского потребителя. И перед отечественным вертолетостроением, как и перед прочими российскими отраслями несырьевого сектора, наиболее остро стоят задачи импортозамещения и повышения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Решение этих вопросов во многом зависит от усилий государства и его возможностей оказывать отрасли соответствующую поддержку.

К числу основных ограничивающих факторов, которые препятствовали росту российских поставок на внешние рынки, следует отнести узость модельного ряда отечественной техники и отсутствие разрешительных сертификатов на российские вертолеты в США и ЕС – регионах, которые являются ключевыми рынками сбыта для рассматриваемого вида воздушных судов.

Кроме того, высокотехнологичная отрасль авиастроения в России с 2020 года находится в периоде турбулентности: пандемия и её последствия, беспрецедентное санкционное давление со стороны западных стран, прекращение сотрудничества с зарубежными вертолетными компаниями в том числе в части поставки комплектующих.

Приведенный ниже SWOT-анализ позволяет получить наглядное представление о внешних и внутренних условиях, в которых отрасль находится в настоящее время, актуальных угрозах и возможностях, а также сильных и слабых сторонах. Для российской отрасли гражданского вертолетостроения этот анализ будет выглядеть следующим образом:

Таблица 5. SWOT-анализ российской вертолетостроительной отрасли

Сильные стороны

Возможности

наличие со времен СССР развитой отрасли производства, накопленный опыт и развитые хозяйственные связи;

приоритетное внимание со стороны государства;

имеющаяся опора в виде внутреннего рынка сбыта;

наличие современных реализованных проектов;

дополнительный стимул развития, за счет необходимости переориентации с военной на гражданскую продукцию.

наличие значительной потенциальной потребности на внутреннем рынке за счет высокой степени износа имеющейся в наличном парке техники;

дальнейшее развитие лизинговой схемы сбыта;

более полное использование возможностей импортозамещения;

развитие экспортного канала сбыта продукции;

дальнейшее использование потенциала целевых правительственных программ, таких как развитие санитарной авиации.

Слабые стороны

Угрозы

технологическое отставание от передовых мировых производителей;

высокая зависимость от наличия государственной поддержки;

ограниченный на сегодняшний день модельный ряд производимой продукции;

хроническая неспособность соответствовать заявленным срокам реализации проектов;

проблемы с сертификацией российской техники за рубежом.

низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке;

ограниченные возможности государства по увеличению или даже сохранению текущего уровня поддержки;

в силу наличия на мировом рынке таких традиционно сильных игроков, как Airbus, Robinson и пр., вероятность недостижения приемлемого уровня спроса и окупаемости в целом, что усугубляется целым рядом вероятных проблем в политической и экономических сферах.

Источник: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (https://dcenter.hse.ru/)

1.3 Состояние отечественного гражданского вертолетного парка[3]

В целом 2021 год оказался для отечественной вертолетной индустрии относительно благоприятным. Отрасль смогла приспособиться к вызовам, обусловленным пандемией COVID19, российская экономика продемонстрировала устойчивость, наметилось восстановление ряда рынков. По множеству критериев, с помощью которых оценивается парк вертолетной техники, наблюдался рост.

Оценка динамики численного состояния парка осуществляется по результатам сопоставления данных Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации[4] за разные годы. Соответствующие сведения опубликованы на сайте Федерального агентства воздушного транспорта в наборах данных за:

  • 16 февраля 2018 года;
  • 19 февраля 2019 года;
  • 13 января 2020 года;
  • 14 января 2021 года;
  • 12 января 2022 года;
  • 13 января 2023 года;
  • 1 июня 2023 года.

Всего в реестре в 2018 году было зарегистрировано 2697 записей о вертолетах различных типов:

  • в 2019 году – 2715 записей (+18 единиц);
  • в 2020 году – 2744 записи(+29 единицы);
  • в 2021 году – 2746 записей (+23 единиц);
  • в 2022 году – 2813 записей (+46 единиц);
  • в январе 2023 года – 2847 записей (+34 единиц);
  • в июне 2023 года – 2866 записей (+19 единиц).

Таким образом, темп прироста реестровой численности удвоился: с +18 вертолетов за 2018 год до +46 единиц в 2022 году с небольшим сокращением роста в пандемийном 2020 году. Данная тенденция поддерживается и в первой половине 2023 года.

Драйверами роста стали тяжелые вертолеты семейства МИ-8:

  • Ми-8МТВ-1 (+10 единиц) – вертолеты, выпускаемые Казанским вертолетным заводом, традиционно применяются для пожаротушения, поисково-спасательных миссий, медицинской эвакуации пострадавших и других видов авиационных работ.
  • Ми-8АМТ (+8 единиц) – выпускаются Улан-Удэнским авиационным заводом холдинга "Вертолеты России" Госкорпорации Ростех. Вертолеты были поставлены стекольной компании АО "РСК"[5], будут задействованы для выполнения пассажирских перевозок и транспортных работ в Северо-Западном округе РФ.

Кроме того, в реестре прибавилось 6 многоцелевых вертолетов AS.350B-3 Ecureuil, разработанных французской фирмой Aerospatial (теперь концерн Eurocopter).

Выбыло из реестра 12 вертолетов: три вертолета Ми-26Т, три МИ-8Т, два вертолета Ми-2, а также по одному: Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ и R44.

В 2022 году реестровая численность существенно увеличилась преимущественно за счёт Ми-8МТВ-1 (34 вертолета) и Ансатов (новый российский двухдвигательный многоцелевой вертолет) – 21 единица. Выбыли за год морально устаревшие вертолеты МИ-8Т (18 единиц) и Ми-2 (14 единиц).

На рисунке ниже приведена динамика численности парка гражданских воздушных вертолетов РФ.

Рисунок 2. Динамика численности парка гражданских воздушных вертолетов РФ[6]

Источник: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Большая часть российского парка представлена вертолетами отечественного производства – 67,93% от общего количества, 32,07% – импортные.

Таблица 6. Состав парка вертолетов в РФ

Отечественные вертолеты

Удельный вес, %

Зарубежные вертолеты

Удельный вес, %

Ми-8 (модификации)

45,71

Robinson

15,39

Ми-2 (модификации)

12,70

Eurocopter

3,84

Ансат

2,62

Bell

2,48

Ка-26, Ка-32

2,48

Agusta-Westland (Leonardo)

1,74

Источник: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Рисунок 3. Структура парка гражданских вертолетов отечественного производства по типам двигателя

Источник: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Рисунок 4. Структура парка гражданских вертолетов импортного производства по типам двигателя

Источник: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Рисунок 5. Структура парка гражданских вертолетов отечественного производства по весу

Источник: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Рисунок 6. Структура парка гражданских вертолетов импортного производства по весу

Источник: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Оценивая структуру парка по данным реестра гражданских воздушных судов, можно выделить следующие тенденции:

  • российский парк вертолетов представлен преимущественно моделями среднего класса – 69,9% (модификации Ми-8). На втором месте легкие модели – 24,7% – Ми-2 и Ансат. Доля тяжелых вертолетов - 3,75%, и представлены они в основном Ми-26Т – самыми грузоподъемными в мире вертолетами.
  • среди вертолетов иностранного производства достаточно массовыми являются машины с поршневым двигателем, их доля оценивается примерно в 37% импортных единиц парка (точнее определить сложно, так как часть реестровой численности парка – вертолеты, относящиеся к единичным экземплярам воздушного судна (ЕЭВС), точные данные о типе и размерности которых в свободном доступе отсутствуют). По-прежнему в этом сегменте доминируют Robinson R-44 – в реестре есть 316 записей по этому типу (за исключением записей по ЕЭВС);
  • на фоне незначительного сокращения численности R-44 постепенно растет доля легких однодвигательных вертолетов с газотурбинным двигателем, таких как R-66 и Bell-407, AS 350 B3, EC 130 T2;
  • Airbus Helicopters сохраняет лидерство по общему количеству поставленных газотурбинных вертолётов, прежде всего AS350 и EC130 (H125 и H130);
  • в 2022 году и первой половине 2023 года сохранились две ключевых тенденции, которые наблюдаются на протяжении всего времени исследования: "облегчение" флота, рост доли однодвигательных машин, причем сначала с поршневым, а теперь – с газотурбинным двигателем.

К сожалению, использование реестра в качестве единственного источника не позволяет получить достоверную количественную картину, так как присутствие в Государственном реестре той или иной записи не означает, что вертолет реально эксплуатируется. Более того, там присутствуют машины, восстановление летной годности которых невозможно (к примеру, речь идет о трех Ми-10К, выпуск или ремонт рулевых винтов которых прекращен). На некоторое время остаются в реестре записи о воздушных судах, утраченных в результате авиационных происшествий. Однако можно констатировать, что качественные тенденции анализ Государственного реестра позволяет вскрыть вполне достоверно.

Аварийность

Происшествия с вертолетами в России в период 2022 - начало 2023 года приведены в таблице ниже. Всего за 2022 год было зафиксировано 25 происшествий, в результате 8 из которых погибли люди, в начале 2023 года – 5 происшествий, 3 из которых со смертельным исходом. Следует отметить, что аварии в основном происходят с отечественными Ми-8, Ми-2. Говорить о том, что отрасль стабильно удерживает низкий уровень аварийности пока не приходится.

Таблица 6. Происшествия с вертолетами в России в период 2022 - начало 2023 года

Дата

Модель вертолета

Регион

Описание

2022 год

7 января

н/д

Башкирия

Частный вертолет совершил жесткую посадку в Благовещенском районе Башкирии. На борту судна находились три человека. Два человека погибли, один пострадал.

18 января

Ми-8

Ненецкий АО

Вертолет приземлился в снег в 120 м от вертодрома Арктический в районе поселка Варандей. На борту находились 11 человек, из них три члена экипажа. Пострадавших нет.

28 января

Ми-8

Ульяновская область

Военный вертолет Ми-8 при выполнении планового полета совершил жесткую посадку на лед реки Волга. На борту находились три члена экипажа, один из них погиб.

14 февраля

Ми-8

Ямало-Ненецкий АО

Вертолет совершил вынужденную посадку авиакомпании "Ютэйр". На борту судна находились 15 пассажиров и три члена экипажа, никто не пострадал. При посадке вертолет получил повреждения лопастей винта.

2 марта

Ми-8МТВ

Ямало-Ненецкий АО

У вертолета отказал правый двигатель. На борту находились восемь человек – три члена экипажа и пять вахтовиков. Никто не пострадал, вертолет также не получил повреждение.

11 марта

Ми-8

Псковская область

Вертолет совершил жесткую посадку в ходе проведения мониторинга состояния нефтепровода в Великолукском районе. Пострадал один человек.

11 марта

н/д

Белгородская область

Вертолет совершил жесткую посадку. В результате происшествия винт вертолета повредил кровлю "рядом стоящего домовладения" и разбил окно.

9 апреля

Ми-8

Томская область

Вертолет совершил вынужденную посадку. На борту судна был 21 пассажир и три члена экипажа. Пострадавших нет. Вертолет повреждений не получил.

15 апреля

Ми-8

Саратовская область

На учебной вертолетной базе произошло опрокидывание вертолета на бок. В результате пострадал один человек, погибших нет

17 апреля

Ми-2

Краснодарский край

Упал вертолет, производивший обработку сельскохозяйственных угодий. Один человек погиб.

28 апреля

н/д

Саратовская область

Вертолет упал во время учебного полета. Упавший вертолет сгорел, в нем погиб один человек, еще одному удалось спастись, третий – неизвестно.

1 мая

Ми-8

Забайкальский край

На аэродроме в городе Могоча вертолет совершил жесткую посадку, в результате инцидента начался пожар. Погиб один человек, еще шестеро пострадали. Вертолет принадлежал ООО "Мост Авиа". Воздушное судно занималось вывозом сотрудников авиационной пожарной службы с ликвидированного лесного пожара на территории Могочинского лесничества Тунгиро-Олекминского участкового лесничества.

29 июня

Ми-8МТВ

Якутия

Вертолет "Полярных авиалиний", задействованный в авиапатрулировании лесных пожаров, совершил жесткую посадку. Из 23 человек, находившихся на борту, 17 пострадали. Погибших нет.

2 июля

Robinson R-44

Хакасия

Частный вертолет совершил жесткую посадку в реку Большой Абакан. Воздушное судно было обнаружено спасателями в положении на боку, при этом хвостовая часть находилась в реке. На борту вертолета был только пилот, он не пострадал.

16 июля

Robinson R-44

Камчатка

Пропал вертолет, следовавший по маршруту от кальдеры вулкана Узон в село Мильково. На борту разбившегося судна было три человека, в том числе пилот. Никто из находившихся на борту не выжил.

18 июля

Ми-8

Ленинградская область

Вертолет авиационной эскадрильи Северо-Западного округа Росгвардии совершил жесткую посадку при выполнении учебно-тренировочного полета. Экипажу не понадобилась госпитализация.

4 августа

Ми-2

Камчатка

Вертолет совершил жесткую посадку при заходе на посадочную площадку Налычево. На борту был один член экипажа, он не пострадал.

24 августа

Ми-2

Ставропольский край

Вертолет потерпел крушение. В результате произошло возгорание травы на площади два гектара. Никто не пострадал.

29 августа

Ми-8

Ханты-Мансийский АО

При заходе на посадку совершил жесткую посадку вертолет Ми-8, на борту воздушного судна находились семь человек, два человека получили тяжкий вред здоровью, пятеро получили телесные повреждения различной степени тяжести.

13 сентября

Eurocopter AS 350

Алтай

Вертолет авиакомпании "Алтайавиа" совершил аварийную посадку. На борту вертолета находились командир воздушного судна и четыре пассажира, никто не пострадал.

8 ноября

Ми-2

Костромская область

Вертолет совершил жесткую посадку. Вертолет выполнял полет по заданию санитарной авиации. В результате аварии погиб пациент, два пилота и два фельдшера получили травмы.

15 ноября

Ми-8

Иркутская область

Совершил аварийную посадку вертолет Ми-8 авиакомпании "Ангара", следовавший по маршруту Иркутск – Жигалово. На борту вертолета находились четыре члена экипажа.

1 декабря

Ми-8

Омская область

Вертолет совершил вынужденную посадку из-за отказа двигателя. На вертолете перевозили вахтовиков из города Тары. Медицинская помощь им не потребовалась. Сам вертолет повреждений не получил.

16 декабря

Ми-171

Бурятия

На аэродроме "Байкал" в Улан-Удэ сгорел вертолет. В результате аварии погибли три человека. Вертолет был построен на местном авиационном заводе и предназначался к отправке на экспорт.

19 декабря

Ми-8Т

Магаданская область

Вертолет (эксплуатант – ООО "Поляр-Авиа") при заходе на посадочную площадку столкнулся со строительным вагончиком, в результате чего судно опрокинулось набок. Вертолет был полностью уничтожен огнем. Экипаж покинул воздушное судно, один человек пострадал.

2023 год

27 января

н/д

Москва

В аэропорту Внуково вертолет специального летного отряда "Россия" совершил жесткую посадку. Вертолет еще до взлета получил повреждение рулевого винта. В процессе взлета командир воздушного судна почувствовал неисправность и взлет прекратил. В результате инцидента пострадавших нет. Машина получила незначительные повреждения.

15 февраля

Ми-8

Красноярский край

Вертолет был вынужден вернуться на аэродром вылета по причине отказа датчика уровня топлива. Посадка вертолета была произведена благополучно, находящиеся на борту семь пассажиров и три члена экипажа не пострадали, судно повреждений не получило.

17 февраля

Robinson

Сахалин

Вертолет Robinson совершил аварийную посадку недалеко от Южно-Сахалинска. На борту вертолета было три человека – пилот и два пассажира. В аварии погибли командир воздушного судна и женщина-турист, мужчина-пассажир был госпитализирован.

20 февраля

AS350 B3

Кемеровская область

В Междуреченском городском округе вертолет авиакомпании "АэроГео" AS350 B3 совершил жесткую посадку возле горы Топхан. В результате инцидента погиб один человек, еще один пострадал.

Источник: РИА-Новости (https://ria.ru/20230127/vertolety-1847931332.html)

Выводы:

В 2022 году – первой половине 2023 года омоложение парка происходит за счёт ввода в эксплуатацию вертолётов Ми-8АМТ/МТВ и "Ансат", компенсирующих выбытие Ми-8Т/П и Ми-2. Темпы прироста парка за счёт единиц иностранного производства не увеличились, при этом регистрация новых иностранных единиц равномерно распределена по времени, без каких -либо скачков в конце февраля - начале марта 2022 года и далее.

Основу парка вертолетов РФ составляют преимущественно отечественные вертолеты (более 67% парка). В первую очередь это проверенные временем Ми-8. Вертолеты российского производства представлены в основном моделями среднего класса по весу, с газотурбинными двигателями.

Можно выделить ключевые тенденции:

  • объем производства вертолетов в 2022 года существенно увеличился (в 1,7 по отношению к 2021 году) за счёт выполнения заказов на экспорт;
  • приоритетной задачей государства является развитие беспилотных авиационных систем (БАС) применяются в многих отраслях народного хозяйства, силовых и гражданских сферах;
  • реестровая численность вертолётов российского и советского производства стабилизировалась;
  • среди импортных вертолетов многолетним лидером по количеству зарегистрированных вертолетов является компания Robinson;
  • импортные вертолеты в основном представлены легкими моделями с поршневыми двигателями;
  • уровень аварийности в коммерческой авиации вертолетов российского и зарубежного производства по-прежнему остается на высоком уровне.

Настоящее время является временем испытаний для мировой экономики. Обеспечение эксплуатации вертолетов западного производства в условиях санкций требует от операторов экстраординарных усилий. Холдингу "Вертолеты России" придется решать вопросы, связанные с импортозамещением ряда комплектующих и систем, прежде всего по "Ансату". Естественно, от успехов импортозамещения зависит и судьба Ка-62. По другим позициям – вертолетам семейств Ми-8 – зависимость от зарубежных поставок минимальна.

Что же касается эксплуатантов вертолетной техники, они сталкиваются с колоссальной неопределенностью. Отказ Запада от российских энергоносителей может повлиять на реализацию ряда проектов, связанных с освоением новых месторождений, однако разворот на Восток, в свою очередь, потребует ускоренного освоения Восточной Сибири и строительства новой инфраструктуры.

2. Первичный рынок вертолетов

Ниже в таблице приведен перечень и краткое описание основных производителей вертолетов за рубежом.

Таблица 7. Крупнейшие мировые производители вертолетной техники

Логотип

Наименование

Персонал, чел.

Характеристика

                      

Airbus Helicopters

22 000

Airbus Helicopters – франко-немецкая компания, один из ведущих производителей вертолётов в мире. Дочерняя компания концерна Airbus Group. Головной офис компании расположен на территории аэропорта Марсель Прованс в Мариньяне близ города Марсель во Франции. Основные производственные мощности компании расположены в Мариньяне. Филиал Airbus Helicopters Deutschland GmbH расположен в Донаувёрте (Германия); Eurocopter España расположен в Альбасете (Испания). Компания также имеет дочерние компании-представительства во всем мире, в частности, в США и в Австралии

                        

Robinson Helicopter Company

Н.д.

Американская компания, базирующаяся в г. Торренс, штат Калифорния, крупнейший мировой производитель гражданских вертолётов. Отличительная особенность производимых вертолётов – двухлопастная схема несущего винта, расположенного на высокой подставке над кабиной.

                        

Bell Helicopter

10 200

Американский производитель вертолётов и винтокрылов, входящий в конгломерат Textron. Штаб-квартира компании располагается в Форт-Уэрте, Техас. Военное производство в Техасе, гражданское – в канадском городе Мирабель. Фирма обслуживает операторов, эксплуатирующих вертолёты Bell, в 120 странах мира.

                        

Agusta
Westland

13 050

Англо-итальянская компания, производитель вертолётов. Производственные площадки и офисы компании расположены в Италии, Великобритании и США. Компания была образована в 2001 году, когда один из крупнейших холдингов в Италии "Leonardo-Finmeccanica S.p.A." и английская компания, специализирующаяся в сфере авиа- и аэростроения, "GKN plc" подписали соглашение о слиянии их соответствующих подразделений ("Agusta" и "GKN-Westland Helicopters"), сформировав тем самым новую компанию – "AgustaWestland".

                           

Sikorsky Aircraft

Н.д.

Sikorsky Aircraft – американское самолёто- и вертолётостроительное предприятие, разрабатывающее и производящее летательные аппараты, основана учёным-авиаконструктором Игорем Ивановичем Сикорским. Основная специалиция – строительство военных вертолетов.

                       

АО "Вертолёты России"

46 000

Российский вертолётостроительный холдинг, объединяющий все вертолётостроительные предприятия страны. АО «Вертолёты России» является дочерней компанией ОАО ОПК "Оборонпром", входящего в состав Государственной корпорации "Ростех".

Источник: анализ АФК

Мировой рынок гражданских вертолетов продолжает сокращаться. Падение спроса во многом вызвано снижением цен на нефть и политическими конфликтами. Поставки гражданских вертолетов достигли своего пика в 2013 году. Это было связано во многом с попаданием на этот год цикла замены: авиапарки многих вертолетных операторов устарели и потребовалось их обновление.

К тому же рынок постепенно восстанавливался после мирового кризиса 2008 года. Эти факторы способствовали тому, что по итогам 2013 года всего в мире было поставлено около 1117 гражданских вертолетов. Больше всего было передано заказчикам из США и Китая. На третье место по количеству поставленных гражданских вертолетов смогла выйти и Россия, обойдя Бразилию и Канаду. Далее на протяжении 2014–2019 годов поставки неуклонно снижались.

B течение 2020 г. мировые поставки гражданских вертолетов иностранного производства сократились на 19% по сравнению с 2019 годом, это наибольший показатель снижения за период 2013–2021 годы. По данным базирующейся в США Ассоциации производителей воздушных судов авиации общего назначения (GAMA), общее количество вертолетов, переданных клиентам в 2020 году, составило 862 борта. В 2021 году ситуация на рынке вертолетов гражданского назначения несколько улучшилась, и, поставки увеличились на 8%. Тенденция продолжилась и в 2022 году с ускоренным темпом - порядка 12%.

Падение спроса на вертолеты произошло как за счет сегмента газотурбинных машин: поставки воздушных судов этого класса за 2019–2021 годы просели на четверть, так за счет поршневых вертолетов, их поставки снизились вполовину.

Таблица 8. Количество поставленных вертолетов

Производитель

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

I кв. 2023

Доля в 2023

Airbus Helicopters

451

418

360

380

369

323

300

272

324

316

68

33,01%

HC120 (prev. EC120)

12

7

2

5

5

0

0

0

-

-

30

-

AS350 B2

32

23

9

7

-

-

-

-

-

-

-

-

H125 / H125M (prev. EC125 / AS350 B3e / AS550 C3e)

187

134

95

104

125

136

159

103

84

129

-

-

H130 (prev. EC130)

35

58

69

54

35

23

20

15

38

4

-

AS355 NP / AS555 AP

5

3

3

7

1

-

-

-

-

-

-

-

H135 / H135M (prev. EC135 / EC635)

48

42

35

40

55

43

29

33

15

37

12

-

H145 / H145M (prev. EC145 / EC645 / UH-72A)

69

73

68

107

93

79

84

83

44

79

15

-

AS365 N3 / AS565 Mbe

8

4

7

11

16

2

0

1

-

-

-

-

H155 (prev. EC155)

10

10

10

3

3

2

5

3

-

1

-

-

H160

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

3

-

H175 (prev. EC175)

-

3

4

4

11

11

4

6

4

3

1

-

H215 / H215M (prev. AS332 / AS532)

4

6

7

10

3

7

15

8

3

4

-

-

H225 / H225M (prev. EC225 / EC725)

30

43

35

9

5

11

14

14

22

3

-

TIGER

11

12

16

19

17

9

4

1

-

0

-

-

Bell Helicopter

279

239

223

171

192

245

242

187

163

179

22

10,68%

505

-

-

-

-

27

116

101

49

63

83

13

 

206L / LT / L-4

11

13

12

10

4

2

2

-

-

-

-

-

407 / GX / GXi / GXP

110

86

99

57

44

43

59

54

56

49

4

-

412 / EP / EPI

36

26

12

10

13

11

11

9

7

15

1

-

429 / WLG

56

53

52

28

36

20

28

30

30

32

4

-

Huey II

-

-

-

9

8

0

0

0

7

-

-

-

H-1

25

24

24

35

38

34

26

28

-

-

-

-

V22

41

37

24

22

22

19

15

17

-

-

-

-

Enstrom Helicopter Corp.

27

26

20

12

5

22

16

5

2

0

0

0,00%

F-28/280

4

2

5

3

1

14

11

2

2

-

-

-

480

23

24

15

9

4

8

5

3

-

-

-

-

Hélicoptères Guimbal

0

27

44

50

35

25

26

17

20

30

6

2,91%

Cabri G2

-

27

44

50

35

25

26

17

20

30

6

-

KAMAN

-

-

-

-

-

-

-

-

3

2

0

0,00%

K-1200 K-MAX

-

-

-

-

-

-

-

-

3

2

0

-

Leonardo Helicopters (prev. AgustaWestland)

214

180

160

172

148

181

157

102

66

134

28

13,59%

AW119 Kx

22

17

16

22

25

19

8

4

8

39

15

-

AW109 Power

9

7

8

0

8

2

6

0

-

-

-

-

AW109 Trekker

-

-

-

-

-

20

5

7

3

3

-

-

AW109 GrandNew

35

14

14

17

14

15

15

14

7

13

1

-

AW139

118

101

72

63

45

69

69

48

22

41

8

-

AW169

-

-

1

22

26

21

30

14

14

17

3

-

AW149 / AW189

0

10

16

7

16

15

4

10

11

20

1

-

AW159

15

11

13

19

0

0

2

0

-

-

-

-

SUPER LYNX

-

-

4

1

1

0

0

0

-

-

-

-

T129

0

5

4

10

8

15

12

0

-

-

-

-

AW101

5

5

5

3

3

4

6

5

-

1

-

-

CH47F

0

5

3

5

2

1

0

0

-

-

-

-

SW4

0

0

0

3

0

0

0

0

-

-

-

-

Robinson Helicopter Company

523

329

347

234

305

316

196

177

244

258

81

39,32%

R22

42

42

34

19

34

33

19

18

33

15

4

-

R44 Cadet

-

-

-

12

20

18

12

12

10

5

4

-

R44 Raven I / II

289

186

196

140

174

191

111

93

125

137

42

-

R66

192

101

117

63

77

74

54

54

86

101

31

-

Sikorsky Aircraft Corp.

63

59

29

12

7

5

5

2

4

4

1

0,49%

S-70

0

0

0

0

0

0

0

0

-

-

-

-

S-76

26

17

13

5

4

1

1

1

-

-

-

-

S-92

37

42

16

7

3

4

4

1

4

4

1

-

Total Number of Rotorcraft

1 557

1 278

1 183

1 031

1 061

1 117

942

762

823

921

206

100,00%

% Change

n/a

-17,92%

-7,43%

-12,85%

2,91%

5,28%

-15,67%

-19,11%

8,01%

11,91%

n/a

-

Источник: данные GAMA

В секторе самых легких газотурбинных вертолетов заслуживает внимание соперничество R66 и Bell505 в 2022 году – 101 против 83.

В секторе легких однодвигательных вертолетов в лидерах:

  • Airbus Helicopters H125/125M/130 – 167;
  • Bell Helicopter Bell407 – 49.

В секторе легких двухдвигательных:

  • Airbus Helicopters H145 – 79;
  • Bell Helicopter Bell429 – 32.

В секторе тяжелых вертолетов:

  • Airbus Helicopters H215/225 – 4/22;
  • Sikorsky Aircraft Corp., S-92 – 4.

Особняком стоит "итальянское трио": AW169 – 17, AW139 – 41, AW189 – 20.

Поставки вертолетов на отечественный рынок

Согласно опросу российских операторов, существует потребность как в отечественной, так и в зарубежной технике. И если по зарубежной есть возможность удовлетворить потребности за счет приобретения новых машин, то вертолеты российского производства реализуются внутри страны только на вторичном рынке.

В российском парке гражданских вертолетов продолжает снижаться доля тяжелых машин. Таким образом, по структуре рынка мы сегодня являемся страной с развитым авиационным парком. Доля машин среднего и легкого класса все еще растет, причем за счет вертолетов зарубежного производства. Однако ожидается, что с полноценным выводом на рынок российского вертолета "Ансат" доля отечественной техники серьезно увеличится.

Кризис нефтегазовой отрасли, связанный со значительным падением цен на нефть, привел к снижению поставок вертолетов для нужд нефтяных компаний. Продажи в интересах нефтегазового сектора всегда составляли значительную часть доходов производителей вертолетной техники, а многие новые модели средних двухдвигательных вертолетов создавались в первую очередь для офшорных работ.

Любое техническое средство, в том числе и вертолет, имеет свой жизненный цикл. Когда-то он заканчивается и наступает время его обновлять, то есть поставлять новые вертолеты взамен отработавших назначенный ресурс.

Несмотря на производство в России достаточно большого количества новых вертолетов, лишь небольшая их доля попадает российским эксплуатантам. Факторы, которые сдерживают процесс обновления парка вертолетов:

  • высокие цены на новые российские вертолеты;
  • высокая совокупная стоимость владения в сравнении с зарубежными аналогами (сумма прямых и косвенных затрат, которые несут эксплуатанты за весь жизненный цикл вертолета);
  • отсутствие развитых современных рыночных механизмов обновления парка ВС;
  • избыточный парк вертолетов, имеющийся у российских эксплуатантов;
  • отсутствие современной системы послепродажного обслуживания;
  • недостаток финансовых средств у эксплуатантов из-за низкой рентабельности их бизнеса;
  • отсутствие реальных механизмов модернизации вертолетов;
  • низкий уровень ресурсов вертолетов и их агрегатов.

Все это приводит к тому, что российские эксплуатанты, в их нынешнем состоянии, не способны производить обновление парка путем закупки новых вертолетов отечественного производства. И вертолеты зарубежного производства до зимы 2022 года насыщали российский рынок. Однако, в нынешних условиях введенных санкций, которые выражаются в запрете поставок не только новых вертолетов, но и техническое обслуживание, поставка расходников и запчастей поставки новых вертолетов американского и европейского производства практически прекратились.

По состоянию на июнь 2023 года на российском рынке отсутствуют открытые предложения о продаже новых зарубежных вертолетов. Согласно данным специалиста по продажам компании "Хелико Групп" в текущих условиях стоимость вертолетов зарубежного производства рассчитывается индивидуально, при этом стоимость вертолетов увеличилась за 2022 года на 30%–50% за счет снижения курса валют и усложненной логистики.

3. Вторичный рынок гражданских вертолетов в России

По состоянию на июнь 2023 года наиболее актуальные объявления о продаже ресурсных вертолетов размещены на сайте-агрегаторе Авито.ру[7]. Для объявлений на других сайтах характерны существенные недостатки: не указаны дата объявления, актуальность, контакты продавца, местонахождение вертолета, порядок доставки в РФ в случае, если вертолет находится за пределами РФ.

Так, по состоянию на июнь 2023 года на Авито.ру было размещено 15 объявлений о продаже ресурсных вертолетов. Общие сведения об указанных вертолетах приведены в таблице ниже.

 

Таблица 9. Предложения по продаже ресурсных вертолетов в РФ

№ п/п

Дата предложения

Наименование

Местонахождение

Год выпуска

Возраст на дату предложения, лет

Налет СНЭ, ч

Цена

Валюта предложения

Цена в руб. по курсу на дату предложения

Продавец

Источник

1

22.06.2023

Ми-8 АМТ

Индонезия

2018

5

н/д

9 500 000

доллар США

769 444 900

Частное лицо

https://www.avito.ru/novosibirsk/gruzoviki_i_spetstehnika/vertolet_mi-8_amt_3090772813

2

22.06.2023

Airbus Helicopters H120

Москва, РФ

2017

6

582

 183 886 000

рубль

183 886 000

Частное лицо

https://www.avito.ru/moskva/gruzoviki_i_spetstehnika/airbus_helicopters_h120_-_eurocopter_ec_120_2017_2341770185

3

22.06.2023

Robinson R44 Raven 1

Москва, РФ

2006

17

1745

 600 000

доллар США

 48 596 520

Частное лицо

https://www.avito.ru/odintsovo/gruzoviki_i_spetstehnika/vertolet_robinson_r44_raven_1_overhol_v_2019_g_2969887975

4

22.06.2023

Robinson R44 Raven 1

Москва, РФ

2007

16

2820

 490 000

доллар США

 39 687 158

Частное лицо

https://www.avito.ru/lytkarino/gruzoviki_i_spetstehnika/vertolet_robinson_r44_raven_1_overhol_v_2019_g_1850647471

5

22.06.2023

Robinson R-66

Московская область, РФ

2016

7

2000

29 262 660

рубль

 29 262 660

Частное лицо

https://www.avito.ru/kurovskoe/gruzoviki_i_spetstehnika/vertolet_robinson_r-66_3155204425

6

22.06.2023

Robinson R-66

Московская область, РФ

2013

10

2000

28 426 584

рубль

 28 426 584

Юр. Лицо

https://www.avito.ru/kurovskoe/gruzoviki_i_spetstehnika/vertolet_robinson_r-66_2986828127

7

22.06.2023

Robinson R-66

Московская область, РФ

2011

12

3930

25 918 356

рубль

 25 918 356

Юр. Лицо

https://www.avito.ru/kurovskoe/gruzoviki_i_spetstehnika/vertolet_robinson_r-66_2987713518

8

22.06.2023

Robinson R44 Raven 1

Вологда, РФ

2001

22

3870

16 500 000

рубль

 16 500 000

Частное лицо

https://www.avito.ru/vologda/gruzoviki_i_spetstehnika/vertolet_robinson_r44_raven_1_overhol_2013_g_3266253308

9

22.06.2023

Robinson R44

Барнаул, Россия

2008

15

н/д

11 543 000

рубль

 11 543 000

Частное лицо

https://www.avito.ru/barnaul/gruzoviki_i_spetstehnika/vertolet_robinson_helicopter_tipa_r-44_clipper_ii_3029084990

10

22.06.2023

Robinson R44

Московская область, РФ

2008

15

6584

10 000 000

рубль

 10 000 000

Частное лицо

https://www.avito.ru/lytkarino/gruzoviki_i_spetstehnika/prodayu_robinson_44_1632048624

11

22.06.2023

Robinson R44

Москва, РФ

1994

29

1500

8 100 000

рубль

 8 100 000

Частное лицо

https://www.avito.ru/moskva/gruzoviki_i_spetstehnika/vertolet_robinson_r44_3062294443

12

22.06.2023

АК1-3

Пермь, Россия

2012

11

360

6 500 000

рубль

 6 500 000

Частное лицо

https://www.avito.ru/ust-kachka/gruzoviki_i_spetstehnika/vertolet_ak-1-3_2530229502

13

22.06.2023

Dinaly H2S

Московская область, РФ

2017

6

150

6 500 000

рубль

 6 500 000

Частное лицо

https://www.avito.ru/serpuhov/gruzoviki_i_spetstehnika/vertolet_2161323735

14

22.06.2023

Ми-2

Москва, РФ

1980

43

2340

3 290 000

рубль

 3 290 000

Частное лицо

https://www.avito.ru/moskva/gruzoviki_i_spetstehnika/prodam_vertolet_mi-2_1186152842

15

22.06.2023

Robinson R22 Beta II

Ленинградская область, РФ

2005

18

310

8 900 000

рубль

 8 900 000

Частное лицо

https://www.avito.ru/gostilitsy/gruzoviki_i_spetstehnika/robinson_r22_beta_ii_3141959500

Источник: анализ АФК-Аудит

3.1 Факторы, влияющие на стоимость вертолетов

На величину рыночной стоимости воздушных судов влияет большое количество факторов, представленных ниже.

  • Назначение – данный фактор является одним из определяющих факторов, так как принадлежность вертолета к тому или иному классу определяет в большей степени его эксплуатационные особенности.
  • Технические характеристики – данный фактор является важным как для первичного, так и вторичного рынка вертолетов. К основным параметрам данного фактора относят:
  • Тип двигателя – газотурбинный двигатель более дорогостоящий несмотря на меньшую экономичность относительно поршневого;
  • Количество двигателей – два или более двигателей делают вертолет более безопасным, но и более дорогостоящим;
  • Мощность двигателя – оказывает непосредственное влияние на летные характеристики объекта;
  • Наличие современной авионики – наличие современной авионики оказывает влияние на удобство пилотирование и безопасность полета.Экономические характеристики (затраты на топливо, экипаж, страхование, агентирование и другие).

Основным ценообразующим фактором, влияющим на рыночную стоимость гражданских ресурсных вертолетов, является их техническое состояние.

Техническое состояние – наиболее значимый фактор для вторичного рынка воздушных судов. Кроме наличия сертификата летной годности немаловажными факторами, позволяющими судить об оставшемся сроке службы объекта, являются:

  • Возраст вертолета (год производства);
  • Налет с начала эксплуатации;
  • Налет с планового ремонта.

4.  Выводы

  • Самый конкурентоспособный сегмент вертолетного рынка – рынок легких однодвигательных вертолетов. Однако сегодня это не самые современные конструкции. В настоящее время разрабатываются новые модели, которые привнесут инновации в этот сегмент.
  • Несмотря на то, что легкие двухдвигательные вертолеты не продаются в таких же количествах, как их однодвигательные собратья, они играют значительную роль в правоохране и скорой медицинской помощи.
  • Вертолеты среднего класса более производительны, чем легкие машины, но и более сложные, поэтому поставляются по более высокой цене. В этой категории есть и крупные продавцы, и новые участники.
  • Еще несколько лет назад было много прогнозов, что вертолеты среднего плюс класса будут продаваться словно "горячие пирожки", но этого не произошло, хотя те, кто управляет этими вертолетами, сумели воспользоваться преимуществами в производительности, чтобы пробиться на новые рынки.
  • Тяжелые вертолеты занимают ведущее место в ассортименте каждого производителя и, хотя спад в нефтегазодобывающей отрасли в некоторых случаях негативно сказался на продажах, интерес со стороны поисково-спасательных служб оставался сильным.
  • Общая численность парка гражданских и военных вертолетов составила 46 985 ед. Сегодня в мире летают почти 50 тысяч вертолетов.
  • По данным Росавиации, в реестре 2023 г. числятся 2 866 вертолетов. 68% из них российские, 32% - зарубежного производства.
  • Уровень аварийности в коммерческой авиации вертолетов российского и зарубежного производства по-прежнему остается на высоком уровне.
  • Мировой рынок гражданских вертолетов наращивает темпы роста после продолжительного сокращения. Поставки гражданских вертолетов достигли своего пика в 2013 году. Это было связано во многом с попаданием на этот год цикла замены: авиапарки многих вертолетных операторов устарели и потребовалось их обновление. На протяжении 2014–2019 годов поставки неуклонно снижались. B течение 2020 г. мировые поставки гражданских вертолетов иностранного производства сократились на 19,3% по сравнению с 2019 годом В 2021 и 2022 году темпы роста увеличиваются.
  • По состоянию на июнь 2023 на российском рынке отсутствуют предложения о продаже новых зарубежных вертолетов. Согласно данным специалиста по продажам компании "Хелико Групп" в текущих условиях стоимость вертолетов зарубежного производства рассчитывается индивидуально, при этом стоимость вертолетов за 2022 год увеличится на 30%–50% за счет снижения курса валют и усложненной логистики.
 

[1] https://www.fortunebusinessinsights.com/industry-reports/helicopter-market-101685; [2] Более актуальных и оперативных данных по состоянию на дату анализа в открытом доступе не представлено.; [3] https://helirussia.ru/wp-content/uploads/2021/06/helirussia-2021-20.05.21.pdf; [4] https://favt.gov.ru/opendata/7714549744-gosreestrgvs/; 
 [5] https://rostec.ru/news/vertolety-rossii-postavili-mi-8amt-rossiyskoy-stekolnoy-kompanii/; [6] Данные по годам приведены на начало года; [7] https://www.avito.ru/

 

При использовании материала ссылка на https://afk.rukon.ru/ обязательна. 

Запросить PDF

Заказать услугу или получить дополнительную информацию Вы можете, обратившись в наши офисы по телефонам:

+7 812 670-75-93 Санкт-Петербург
+7 495 179-29-95 Москва
Эл. почта: info@afk.rukon.ru