Главная / Аналитика / Рынок легковых транспортных средств
Аналитика

Рынок легковых транспортных средств

Структура автомобильного парка

По состоянию на начало 2023 года в России числятся 43 466 930 легковых автомобилей[1]. Среди всех зарегистрированных легковых автомобилей, на долю авто в возрасте старше 10 лет приходится 65% или 28 258 557 единиц.

Возрастная структура парка легковых автомобилей в России, млн единиц (на 01.01.2023)

Источник: аналитическое агентство "АВТОСТАТ" (https://avtostat-info.com/)

Структура парка легковых автомобилей

Источник: аналитическое агентство "АВТОСТАТ" (https://avtostat-info.com/)

Примечательно, что в парке самой массовой в России марки – Lada – количество автомобилей, произведенных до 2013 года зарегистрировано в количестве 9 542 922 ед. Самая массовая иномарка – Toyota – насчитывает в России 3 629 119 единиц. авто, из которых 2 561 430 единиц – это машины, выпущенные до 2013 года. 

Топ-10 иностранных брендов по объему легкового парка, единиц

Источник: аналитическое агентство "АВТОСТАТ" (https://avtostat-info.com/)

Первичный рынок

За прошлый год в России, согласно данным "Автостат Инфо"[2], было продано 629 923 легковых автомобиля. Это на 57,5% меньше, чем было реализовано в стране за 2021 год – 1 483 444 единиц. 

Динамика продаж новых легковых автомобилей по месяцам 2022 года

Источник: аналитическое агентство "АВТОСТАТ" (https://avtostat-info.com/)

Лидером по выручке с продаж на российском авторынке за 2022 год стала отечественная Lada Granta. За год в России было продано этих автомобилей (всех модификаций) на сумму в 66,7 млрд рублей.

Сравнительная структура продаж новых легковых автомобилей по топ-10 моделям в 2021 и 2022 годах

Источник: аналитическое агентство "АВТОСТАТ" (https://avtostat-info.com/)

Предложения

В марте количество объявлений на Авто.ру упало вдвое относительно начала года, но быстро стало восстанавливаться: например, апрель к марту – плюс 58%. В июне рынок добрался до "нового плато" – 65–70 тысяч предложений.

Но докризисного уровня рынок новых машин так и не достиг, потому что Россию покинули многие производители (например, доля немецких машин упала с 20,1 до 7,3%, японских – с 18,2 до 15,7%, французских – с 12,5 до 3,4%), а также сохраняются логистические сложности. Однако доля предложений с российскими машинами выросла с 13,3 до 18,2%, а корейскими – с 19,9 до 27%. А ещё альтернативой автомобилям ушедших брендов стали модели китайских марок. 

Цены

Цены на новые автомобили резко подскочили вслед за курсами доллара и евро. В марте средняя цена выросла на 23% (до 3,7 млн руб.) относительно февраля, а в апреле поднялась ещё на 5% (до 4 млн). Пик был зафиксирован во второй половине марта: средний прайс приближался к 4,3 миллиона рублей. Сейчас новые машины на Авто.ру стоят в среднем 3,4 миллиона рублей – на 11% дороже, чем в начале года.

Вторичный рынок

В прошлом году в России было продано 175 848 легковых автомобилей марки Lada, о чем свидетельствуют данные "Автостат Инфо". В сравнении с 2021 годом, когда объем продаж отечественной марки составил 332 898 ед., продажи "Лада" упали на 47%.

По данным статистики "Автостат Инфо"[3], за 2022 год объем перерегистрации иномарок в России сократился на 9,3% к результатам за 2021 год, то есть с 4 311 663 до 3 908 752 ед. Набольшее снижение наблюдалось в период с марта по май 2022 года.

Динамика продаж б/у импортных легковых автомобилей по месяцам 2022 года

Источник: аналитическое агентство "АВТОСТАТ" (https://avtostat-info.com/)

Среди иностранных марок, представленных на вторичном рынке, по общему объему перерегистраций за год на первое место вышла Toyota.

Сравнительная структура продаж б/у легковых автомобилей по топ-10 маркам в 2021 и 2022 годах

Источник: аналитическое агентство "АВТОСТАТ" (https://avtostat-info.com/)

Предложение

По состоянию на конец декабря 2022 года по материалам сайта Авто.Ру[4] насчитывается на 36% больше предложений о продаже подержанных автомобилей, чем в начале года. Рынок становится моложе: в перепродаже появляется больше свежих автомобилей.

Спрос

Спрос на автомобили с пробегом к концу года оказался почти вдвое ниже, чем в январе. Интерес к новым автомобилям упал чуть сильнее, на 53%. Но в обоих случаях пик спроса был зафиксирован в марте: в самый ажиотажный и неопределённый месяц покупатели, судя по всему, были нацелены вложить сбережения, в том числе и в приобретение автомобиля. 

Срок продажи автомобилей заметно вырос. В январе-феврале подержанные машины находили новых хозяев в среднем за 40 дней, сейчас – за 58. Новые автомобили «уходят» теперь за 2 месяца, хотя в начале года на это требовалось вдвое меньше времени.

Цены

Вторичный рынок среагировал на изменение экономической ситуации с задержкой, хотя цены выросли тоже сильно. В марте средний прайс поднялся на 14% (до 1,2 миллиона рублей) относительно февраля, потом ещё на 9% (до 1,3 млн) в апреле. К лету цены упали примерно до 1,2 миллиона, но в четвёртом квартале начали резко расти: в октябре средняя цена в листинге приблизилась к 1,3 миллиона рублей, в ноябре уже преодолела планку в 1,33 миллиона, а в декабре устремилась к 1,4 миллиона. В итоге за год машины стали дороже на 35%.

Выводы по анализу рынка легковых транспортных средств

  • Первичный рынок легковых автомобилей сократился на 57,7% по сравнению с 2021 годом.
  • Лидером по выручке с продаж стала отечественная Lada Granta – 66,7 млрд рублей. В тройку лидеров так же вошли автомобили китайского производства Chery Tiggo 7 Pro (46 млрд рублей) и Haval Jolion (36,7 млрд рублей).
  • Россию покинули многие производители (например, доля немецких машин упала с 20,1 до 7,3%, японских – с 18,2 до 15,7%, французских – с 12,5 до 3,4%), сохраняются логистические сложности. Однако доля предложений с российскими машинами выросла с 13,3 до 18,2%, а корейскими – с 19,9 до 27%. Альтернативой автомобилям ушедших брендов стали модели китайских марок, что подтверждается результатами рынка по итогам года.
  • По состоянию на конец 2022 года новые легковые автомобили стоят в среднем 3,4 миллиона рублей – на 11% дороже, чем в начале года.
  • В 2022 году в России было продано 175 848 б/у легковых автомобилей марки Lada. В сравнении с 2021 годом продажи "Лада" упали на 47%.
  • За 2022 год объем перерегистрации иномарок в России сократился на 9,3% к результатам за 2021 год. Наиболее популярная модель - Hyuindai Solaris, наиболее популярная марка - Toyota.
  • По итогам 2022 года цены на вторичном рынке легковых автомобилей увеличились на 35%.
  • Спрос на автомобили с пробегом к концу года оказался почти вдвое ниже, чем в январе. Интерес к новым автомобилям упал чуть сильнее, на 53%.
 

[1] https://avtostat-info.com/News/11477;  [2] https://avtostat-info.com/News/11479;  [3] https://avtostat-info.com/News/11468; [4] https://mag.auto.ru/article/kak-avtobiznes-perezhil-2022-god/

При использовании материала ссылка на https://afk.rukon.ru/ обязательна. 

 

Запросить PDF

Заказать услугу или получить дополнительную информацию Вы можете, обратившись в наши офисы по телефонам:

+7 812 670-75-93 Санкт-Петербург
+7 495 179-29-95 Москва
Эл. почта: info@afk.rukon.ru